Начавшаяся перед выборами в Казахстане агиткампания серьезной роли не играет - эксперт
3 марта 2011 года

Агитационная кампания перед досрочными президентскими выборами в Казахстане серьезного интереса представлять не будет, считает известный казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Предвыборная агитация перед голосованием 3 апреля стартует в четверг. За пост руководителя страны будут бороться четыре кандидата, включая действующего главу государства Нурсултана Назарбаева. Кроме него, на финишную прямую вышли коммунист Жамбыл Ахметбеков, сенатор, лидер партии патриотов Гани Касымов и лидер экосоюза "Табигат" Мэлс Елеусизов. Предвыборная агитация завершается 1 апреля.

Изначально баллотироваться на пост президента планировали 22 человека, но половина из них отсеялась при сдаче экзамена по казахскому языку, знание которого по закону является обязательным для кандидата в президенты. Из оставшихся 11 претендентов только четверо смогли представить в ЦИК более 91 тысячи подписей избирателей в свою поддержку.

"В ситуации, когда у нас проходят выборы практически без выбора, и победитель уже определен, агитация, как инструмент избирательной кампании, никакой роли уже не играет", - заявил Сатпаев в четверг в интервью .

Тем более, отметил политолог, те кандидаты, которые получили регистрацию и решили составить формальную конкуренцию действующему президенту, не скрывают того, что их главная цель - не одержать победу, а показать еще раз, что они являются более или менее серьезными политическими игроками.

"Откровенно говоря, агитационная кампания, которая сейчас будет проходить в рамках президентских выборов, серьезного интереса представлять не будет. Тем более, что глава государства уже заявил, что не собирается активно участвовать в агитационной работе, потому что все свои основные предвыборные тезисы он уже озвучил в ежегодном послании народу Казахстана", - считает Сатпаев.

Что касается других кандидатов, то, как полагает политолог, "что-то оригинальное от них мы вряд ли услышим". "По крайней мере, мы не услышим от них самого важного, а именно - каких-то конкретных интересных идей, связанных не с косметическими процедурами политической системы Казахстана, а с ее кардинальным политическим реформированием", - сказал политолог.

"Вряд ли они решатся на выдвижение таких идей, учитывая то, что их роль в этой выборной кампании больше номинально-формальная", - полагает Сатпаев.

Политолог уверен, что "многие из тех, кто выдвинул свою кандидатуру, а потом ее снял, просто использовали избирательную кампанию для собственной рекламы, и, как бы это ни выглядело смешно, для высказывания своих личных обид".